Маленькая принцесса в черном купальнике с разноцветными пятнышками, ухватившись за поручни у спуска в бассейн, создает вокруг себя маленькое торнадо из брызг и довольных криков, а потом, нырнув, появляется у бортика и смеется. Только в бассейне она может двигаться так, как хочет. За его пределами такой возможности нет. У Сони диагноз спинальная мышечная атрофия — она не может ходить и передвигается только в инвалидной коляске.
Соня плавает в бассейне по специальной программе, которую придумали врачи медицинского реабилитационного центра «РеаСанМед». Вместе с ней занимаются еще четыре девочки со схожим диагнозом. Терапия такого рода — единственная не только в Санкт-Петербурге, но и во всей России. Ее суть — в одновременном воздействии на организм воды определенной температуры, музыкальной вибрации, физических упражнений и психологического эффекта их одновременного выполнения в воде вместе с другими детьми.
«Мы назвали эту программу «Синхронное плавание». Одновременное выполнение упражнений в рамках занятия, общение между собой и с водными терапевтами, каждый из которых — это врач или специалист по адаптивной физической культуре - АФК, дает девочкам большую мотивацию заниматься. Эффект виден буквально после второго занятия. Они становятся увереннее, появляется сила и желание развиваться и расти дальше», - поясняет главный врач медицинского центра «РеаСанМед» Лаврентий Неустроев.
По его словам, дети с диагнозом СМА занимаются в бассейне, вода в котором достигает 33 градусов. Температура влияет на организм, стимулируя циркуляцию крови. Физические упражнения, подобранные с учетом особенностей каждого ребенка, направлены на работу суставов, легких, головного мозга. Эксперт подчеркивает, что в подборе индивидуальной программы занятий всегда принимает участие врач-куратор, в противном случае все достигнутые результаты могут быть сведены на нет.
«У каждого ребенка в синхронном плавании есть свой направляющий терапевт. Программа составляется заранее, учитывая историю болезни ребенка. В воде используется и дополнительный инвентарь, который повышают интерес к занятиям, что дает свой плюс к ощутимому прогрессу в реабилитации ребенка. А еще в бассейне под водой звучит музыка, которая создает определенную вибрацию. В программе синхронного плавания есть обязательные подныривания на определенное время. За короткий промежуток вибрация, создаваемая музыкой под водой, оказывает свое воздействие на центральную нервную систему ребенка, что стимулирует его активность. У детей, которые занимаются, нет противопоказаний к нырянию. Это важно учитывать, поскольку, например, в обычных бассейнах тренер, не обладая полными знаниями о допуске ребенка к воде, может разрешить плавать в бассейне, но это приведет к резкому откату назад и более серьезным последствиям», - рассказывает о занятиях врач.
С виду синхронное плавание детей с диагнозом СМА ничем не отличается от занятий детей без этого диагноза. Дети свободно передвигаются в бассейне, ныряют, радостно хохочут, выполняют задания, плещутся в воде, а потом долго не хотят из нее выходить. Дети, которые обычно передвигаются в инвалидной коляске или с помощью родителей, в воде чувствуют себя свободными и всемогущими. Они легко покоряют расстояние, сами решают куда плыть, легко ныряют за предметами на дне бассейна и проплывают под водой через обручи, обнимают друг друга и общаются.
Лаврентий Неустроев обращает внимание на то, что эффект общения — один из самых важных в синхронном плавании для детей со СМА, потому что, как правило, маленькие пациенты не выходят за рамки привычного и довольно ограниченного круга общения — это родители, близкий круг семьи и врачи. Здесь занятия дают еще один необходимый эффект — дети перестают бояться врачей. «К сожалению, бывает, что дети начинают плакать, когда к ним приближается врач, потому что люди в белых халатах к определенному времени начинают ассоциироваться с болью и очень неприятными манипуляциями. Иногда даже простой осмотр вводит ребенка в истерику. Они очень устают от врачей. А здесь медики плавают и смеются вместе с ними, они становятся друзьями, проблема решена», - улыбается главный врач «РеаСанМед».
Примечательно, что сами терапевты готовы заниматься с детьми максимально близко. Они видят, какой эффект дают занятия, как ребенок прогрессирует и начинает показывать совсем другие результаты и рады дать маленьким пациентам возможность идти в занятиях дальше. Каждый медик здесь, как говорят, от Бога. Врач чувствует потребность детей и при взаимодействии с маленьким пациентом отдает максимум сил и умений, чтобы как можно скорее добиться прогресса в реабилитации.
«Мы занимается в «Ресане» почти с самого начала после открытия комплекса. Сначала брали индивидуальные занятия, которые показали свой результат, а затем нам предложили заниматься в группе. Эффект был потрясающий. Дочь бредит пятницей и хочет как можно скорее попасть на занятия. Да что там говорить, Соня впервые в жизни нашла подруг и она рвется к ним на встречу, постоянно спрашивая, когда же уже наступит день совместных занятий в бассейне. Тот эффект, которые нам дали групповые занятия, стал заметен после второго совместного плавания. В бассейне она - всемогущая принцесса и движется быстрее ветра. Вы посмотрите, как она виснет на поручне и делает волны в воде, а у нее очень слабые руки, я даже не понимаю, как ей это сейчас удается делать», - говорит мама Сони Анна.
Вокруг нее сидят и другие мамы, которые пытаются вытащить дочерей из теплого бассейна, из которого они никак не хотят уходить. Соня с Викой то тянутся к друг другу обниматься, пока сидят в воде на ступеньках бассейна, то снова плюхаются в воду и плывут. Но вот к ступенькам подвозят коляску, девочку вынимают из бассейна, мягко укутывают в полотенце и усаживают в нее. Она на мгновение задумывается, поднимает глаза на маму и спрашивает: «А мы скоро сюда вернемся?».
Коляску катят на выход к лифту, который уносит маленькую девочку в купальнике с яркими пятнышками из мира, в котором она умеет все, в будничный и обычный. Реабилитация показывает результат — эти миры сближаются, чтобы юная принцесса стала всемогущей и в обычной реальности.
Справка
45-минутные занятия по синхронному плаванию для особых детей проводятся в семейном водно-реабилитационном центре «РеаСанМед». Запись на занятия возможна после консультации врачей реабилитологов.